Выдающиеся люди
Ананьев Артем Николаевич

Российский пианист, композитор, педагог

Баталов Алексей Владимирович

Актер театра и кино, режиссер

Вязьмикин Дмитрий Владимирович

Российский футболист, мастер спорта.

Головкин Александр Ильич

Советский футболист, вратарь

Прогноз погоды
°C
ГлавнаяО регионеИстория Суздаля

История Суздаля

Суздаль

Впервые упомянут в Лавреньтьевской летописи под 1024 годом.

  

Древний Суздаль — форпост Киевской Руси в борьбе с кочевниками.

 

При Юрии Долгоруком Суздаль — столица Ростово-Суздальского княжества.

В 1238 году город сожжён монголо-татарами. В 1450 году Суздаль входит в состав Московского княжества.

 

«Град Суждаль издревле преславный и знаменит бысть от многих и многонароден», — такими словами повествует летопись о древнем городе Суздале. Когда-то стольный город великого княжества, наследник Киева и предвестник Москвы, город, у которого Владимир, став столицей, не отнял особого значения, Суздаль на многие века сохранил своё величие в красоте многочисленных соборов и церквей, свидетелей его былой славы и значимости.

 

Место, где основан Суздаль, было заселено славянскими племенами не позднее IX века или ранее. Летопись связывает его с названием Суждаль, в дальнейшем ставшим названием города. Город вырос из древнего поселения в центре черноземной полосы на склоне узкого мыса, омываемого с трёх сторон речками Каменкой и Гремячкой.

 

Суздаль упоминается в Лавреньевской летописи под 1024 годом, что принято считать первым официальным о нём свидетельством. К тому времени он не просто уже существовал, но занимал видное место среди городов русских земель. Существует и более древнее упоминание о Суздале. Сохранился рассказ, что в 990 году эти места посетил епископ Фёдор. Он был выходцем из Греции и по просьбе князя Владимира остался тут для обращения язычников в христианскую веру. Фёдор построил в Суздале деревянный храм Успения Богоматери, сам проводил в нём службы до своей кончины в 993 году. Христианство укрепилось в Суздальской земле лишь после многолетней борьбы с язычеством. ещё долгое время народными верованиями управляли волхвы. по их наущению в 1024 году был поднят мятеж, о котором повествует летопись. В то время Ростово-Суздальская земля уже принадлежала великому киевскому князю Ярославу Мудрому. Несколько лет в Суздальских землях случались неурожаи. Они и стали причиной мятежа. Ведомые волхвами, люди подступили к Суздалю и «нача избивать старую чадь» (то есть знатных людей), присвоивших общинный урожай. восстание охватило всю округу, и для его подавления в Суздаль прибыл великий князь Ярослав, который, как сообщает летопись, «изымав волхвы, расточи, а другие показни».

Как и другие приграничные города Северо-Восточной Руси, древний Суздаль был крепостью, форпостом в борьбе с набегами кочевников. После смерти Ярослава Мудрого Суздаль вместе с Ростовом и Белоозером переходит во владение его сына Всеволода, князя Переяславля, а затем город наследует Владимир Мономах. В конце XI века за обладание Ростово-Суздальским княжеством развернулась борьба между сыновьями Владимира Мономаха и князем Олегом Черниговским. Князь Олег овладел Суздалем в 1096 году, но был изгнан из города Мстиславом Новгородским. Уходя, Олег сжёг город. Суздаль быстро восстанавливается, а посетивший его Владимир Мономах приказал построить в нём новый каменный собор.

 

Постепенно Суздаль отнимает первенство у стольного города Ростова и при Юрии Долгоруком становится столицей Ростово-Суздальского княжества, хотя сохраняет некоторую зависимость от Ростова Великого. В это время границы княжества значительно расширились и основой политики Юрия Долгорукова стало укрепление и сохранение этой земли за своей семьёй. Младшие его сыновья владеют Ростовом и Суздалем, а старший, Андрей Боголюбский, находится при отце в Вышгороде. В 1157 году суздальские бояре решают пригласить на престол Суздальского княжества Андрея Боголюбского. Уйдя из Вышгорода, Андрей не стал обосновываться в Суздале, а сделал главным Северо-Восточной Руси город Владимир. С этого времени Суздаль начинает терять своё политическое первенство. Не желая мириться с такой потерей, суздальцы после смерти Боголюбского встают на сторону рязанских племянников князя Андрея, поддерживая их в борьбе с братьями Боголюбского — Михаилом и Всеволодом. Но своего князя Суздаль так и не получил и вошёл в состав Владимирского княжества. Всеволод Большое Гнездо не оставлял без внимания бывшую столицу. По его повелению храмы и укрепления Суздаля ремонтируются и обновляются, сам город продолжает быстро расти. Со смертью Всеволода огромное княжество распадается и Суздаль получает второй сын князя Юрий. 

СуздальМного трагических страниц есть в истории Суздаля. Не миновало его и нашествие Батыя. В 1238 году к городу подошёл большой конный отряд татар. Ворвавшись в город, вражеская конница полностью выжгла его, население было перебито или угнано в плен. Спастись удалось немногим. Потребовалось полтора десятка лет для восстановления Суздаля. С этого времени город становится центром церковной духовной жизни Руси. В 1262 году из-за непосильной дани и грабежей в Суздале вспыхнуло восстание против ордынцев. Горожане избирали и выгнали сборщиков-баскаков, и только благодаря заступничеству Александра Невского, который был вынужден поехать в Орду «отмаливать люд от беды», город избежал нового разорения.

С усилением Москвы суздальские князья всё больше теряют свою независимость. ещё раз занять главенствующее положение среди городов русских Суздаль попытался после смерти Ивана Калиты. Воспользовавшись малолетством его преемника Дмитрия (впоследствии Донского), суздальский князь Дмитрий Константинович предъявил права на великокняжеский престол и добился ярлыка на великое княжение. Но за князя московского вступились бояре, и суздальский князь покорился. Женитьба Дмитрия Донского на дочери суздальского князя примирила их. С помощью зятя Дмитрий Константинович занимает Нижний Новгород и переносит туда столицу своего княжества. При сыне Дмитрия Донского, князе Василии, Суздаль окончательно лишается самостоятельности, и в 1392 году в город прибывает княжеский наместник.

 

Последнюю попытку восстановить политическую власть в городе суздальские правители предприняли в 1445 году. Казанские татары пленили великого князя Василия II, и власть в Москве захватил князь Дмитрий Шемяка.  Суздальские князья Василий и Фёдор Юрьевичи заключили с ним договор о восстановлении былой самостоятельности Суздальского княжества в его старых границах, но просуществовало соглашение не долго. В поражением Дмитрия Шемяки в 1450 году договор утратил силу, и суздальские князья вынуждены были смириться.

 

Во время правления Ивана Грозного Суздаль был причислен к опричнине. Чуть ранее здесь, в Покровском монастыре, жила Соломония Сабурова, первая жена великого князя Василия Ивановича, насильно постриженная в монахини. В том же монастыре нашли приют и другие боярские и княжеские жёны, мужья которых попали в опалу. К тому времени Суздаль уже считается в числе «замосковных» городов, а его крупнейшие монастыри превращаются в место ссылок провинившихся бояр.

 

 СуздальТяжелейшим оказался для города XVII век. В 1608 году Суздаль был захвачен и разграблен польскими отрядами Лисовского и, повинуясь силе оружия, был вынужден присягнуть Лжедмитрию II. Поляки бесчинствовали в городе два года, а в 1611 году Суздаль вновь был осаждён отрядами литовцев. Город выстоял и с большим трудом начал восстановление. Несмотря на лишения, большой отряд суздальцев по руководством воеводы Измайлова влился в ополчение князя Пожарского и выступил на помощь Москве.

Жизнь в городе постепенно упорядочивалась, Суздаль возрождался. Но в 1634 году к нему внезапно подошли крымские татары. Суздаль опять пострадал от грабежей, однако сумел противостоять захватчикам. Прошло менее десяти лет, и на город обрушилась новая беда. Сильнейший пожар 1643 года, начавшийся в посадских кварталах, быстро распространился на центр города и кремль. Суздаль снова пришлось восстанавливать почти из руин. Не успели горожане полностью воссоздать всё, что уничтожил огонь, как Суздаль охватила страшная эпидемия моровой язвы, истребившая 1 177 человек. В живых осталось лишь 1390. В память об ужасной беде в центре посада была сооружена часовня «Во имя Креста».

 

В 1708 году, при разделении России на губернии, Суздаль вошёл в число городов губернии Московской, составив особую Суздальскую провинцию. В конце XVIII века Суздаль стал уездным городом Владимирской губернии, а в 1798 году город лишился епископской кафедры, которая была перенесена во Владимир. Это привело к уменьшению значения города. В других городах Владимирской губернии в XIX веке наблюдался бурный рост торгово-промышленной жизни, а Суздаль приходил в упадок. Жители начали покидать город и переселяться в крупные промышленные города.

 

Отечественная война 1812 года всколыхнула тихую жизнь города. Пожертвования на нужды армии, наборы в ополчение, упадок торговли — невзгоды войны тяжело отразились на развитии Суздаля. Но, несмотря на оскудения, горожане дали обет соорудить величественный памятник в честь разгрома французов в центре города. В 1813 году была заложена 65-метровая колокольня при Ризоположенском монастыре, получившая название Преподобенской. В 1819 году её строительство было окончено.

 

Жители Суздаля промышляли в основном садоводством и огородничеством. Владимирская и суздальская вишни славились далеко за пределами губернии, а вишнёвый сок, выжатый в специально изготовленных станках, отправлялся в бочках на ликёрные заводы Москвы. Кроме вишни, славился и суздальский хрен, ароматный и острый, который поставлялся даже в Петербург к царскому столу и вывозился за границу. Жители вывели свои, местные сорта яблок. Садоводы Кувшинниковы, Пуховы, Ждановы и другие были известны далеко за пределами Владимирской губернии. Торговля в самом городе осуществлялась в 180 магазинах Гостиного двора, принадлежавших местным и иногородним купцам. Ежегодно 23 сентября в городе проводилась ярмарка, в которой принимали участи купцы со вей России.

 

Железная дорога обошла Суздаль стороной, и он остался в стороне от экономически развитых районов. К концу XIX века в Суздале проживало всего восемь тысяч человек, большую часть из которых составляли мещане. Но, несморя на бедность и малочисленность, жители города продолжали сохранять и обихаживать храмы и монастыри с богатыми разницами драгоценными памятниками древнерусского искусства.

http://detident.ru/ запись к хирургу стоматологу в екатеринбурге.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.vladimirobl.ru обязательна!